Поиск

пятница, 13 ноября 2015 г.

Wonder Beat Scramble

Название: Wonder Beat Scramble (Необыкновенная схватка)
Тип: 26 ТВ-серий по 25 мин.
Жанр: приключения, фантастика
Год: 1986
Студия: Mushi Productions



Еще одно ностальгическое аниме, которое стало первым для многих анимешников – чуть ли не каждый второй запрос в поиске аниме по воспоминаниям. Никто не помнит названия, но все помнят, как организм человека атаковали инопланетяне, а уменьшенная до микроскопических размеров команда положительных героев гнала их оттуда поганой метлой.
В 1995 году сериал транслировался под названием «Необыкновенная схватка». На самом деле перевод здесь не нужен, поскольку Wonder Beat – это корабль команды Белый Пегас, той самой, что борется с инопланетянами в недрах человеческого организма.
Хоть аниме и не имеет манги-первоисточника, за планирование и продюсирование отвечал Осаму Тэдзука. А вдохновил его американский фильм «Фантастическое путешествие», аж 1966 года выпуска, в котором также фигурировала подводная лодка с экипажем из врачей-ученых, уменьшенная до размеров молекулы и внедренная в организм человека.
Перечисленное, казалось бы, гарантирует удовольствие от просмотра. Но увы, все настолько плохо, что не спасают ни ностальгия, ни Тэдзука.
Главный минус – разочарование. Понятно, что ЦА – дети, но от аниме с медицинским уклоном все равно волей-неволей ожидаешь хотя бы минимальной познавательности. На деле же герои попадают, как правило, в кровеносный сосуд, оттуда в нужный орган, а там уже начинается что-то из серии стрелялок на Денди. Информации непосредственно из анатомии ноль. Конечно, иногда кто-нибудь из персонажей снисходит до объяснений, что это, мол, вена, по которой движутся эритроциты, отдавшие кислород. Но на этом всё. Нарисовано все тоже примерно одинаково, что коленка, что позвоночник. Да и с разнообразием органов как-то не сложилось: вроде, аж 26 серий, а вспоминаются только глаз, колено, позвоночник, сердце, легкие, ухо да печень.
Перевод тоже очень своеобразный, и ладно бы с оригинальной дорожкой, так ведь переводчики выпилили японский и поверх этой тишины пустили свой звук, в котором в 95 % случаев речь актера не совпадает с речью персонажа. Имеется в виду не баг сведения или содержание разговора (хотя здесь тоже не все хорошо), а именно непродуманность длины реплик: когда персонаж говорит, переводчики молчат, но стоит ему замолчать, как закадровые актеры начинают вещать в режиме радио. Сама игра тоже оставляет желать лучшего. Короче, в советское время это было смотрибельно и даже неплохо. Сейчас воспринимается с трудом и вызывает раздражение.
Не оставлял меня и вопрос, почему именно Сусуму. Ничем не примечательный 13-летний пацан. Что в нем такого, чего нет у подготовленного взрослого? Об анатомии и физиологии он знает лишь понаслышке, физическая подготовка не представляет ничего сверхъестественного, дисциплина так и вовсе отсутствует. В начале сериала говорится о том, что его приняли в команду из-за доброты. Во-первых, как это несомненно положительное качество влияет на результат, непонятно. Во-вторых, в таком случае рисуется крайне грустный мир, в котором добро излучает только отдельно взятый школьник. Я не понимаю, какая команде польза от необразованного, капризного и в целом недалекого мальчишки.
К тому же каждый раз противник оказывается в теле человека, с которым успел пообщаться ГГ. Это очень напрягает. Вообще загадка, почему база визулян оказалась именно там, где обосновался научный центр с командой Белый Пегас.
Не радует и проработка характеров. Опять же да, снято для детей, но ребенок что, не имеет права болеть за глубоких, живых героев? Время идет, а персонажи остаются манекенами, ибо каждая серия представляет собой болванку, в которой меняется только место дислокации противника. Это может себе позволить сёдзё, махо-сёдзё, спокон на 50+ серий, но 26-серийник… К концу сериала я даже не знала имен всех членов команды, не говоря уже о каких-то более подробных сведениях. Если же авторы удосуживались что-то сказать, оказывалось, что это просто бессмысленная информация. Вот, к примеру, об одной героине, Катрин, сказано, что она занимается кунг-фу. Она где-то его проявила? Нет, только в первой серии дала по шее ГГ. Вдумайтесь: зрителю представляют персонажа, который владеет определенным, как бы завидным навыком, для чего? Очевидно, чтобы он этот навык применял на практике, в исключительно добрых целях, что наверняка будет мотивировать детей заниматься спортом. А что делает Катрин? Использует свое мастерство один-единственный раз – чтобы одолеть маленького мальчика. Это не просто печально, это отвратительно.
Под конец сериала авторы, видимо, что-то осознали и заменили совершенно унылого персонажа на более молодого, смазливого и харизматичного. Но то ли было уже поздно, то ли харизмы не хватило.
Еще один промах вышел с морализаторством. Вроде, смотришь на такой идеальный советский мир, где все исключительно правильны и хороши. И вдруг в финале милые детишки становятся дико кровожадными: один из членов команды ранил противника без каких-либо колебаний, а потом вознегодовал, что тот умудрился выжить. Где же прославленная доброта и человеколюбие? Где заявленное стремление к миру с инопланетянами? Непонятно. Зато в конце все превратилось в пропаганду зеленого образа жизни, куда ж без него. Особенно детям, которые в принципе не могут загадить планету или повлиять на тех, кто это делает.
Лично мне еще очень не хватало вставок с Тэдзукой, которые были в оригинальной версии. Думается, они могли бы хоть как-то реабилитировать аниме.
Любопытно, что к сериалу прилагается 9-минутный спешл, в котором приводится суть сериала и представлены все основные персонажи. Причем дизайн у них совсем другой, нежели в ТВ. Более того, иначе показан принцип проникновения команды Белый Пегас в организм человека, а сами внутренности нарисованы куда более красиво и разнообразно. А планета пришельцев называется не Визула, а Хью.

Сначала спешл, потом сериал.
































И что-то мне подсказывает, что в изначальной задумке история выглядела куда более органично. Ну а то, что в итоге получилось, вряд ли стоит просмотра. Разве только из чувства ностальгии.

2 комментария:

  1. Я долго думала, оставлять ли комментарий: всё-таки у автора своё мнение, а меня - своё... Но тут прочитала, что автор не кусается и радуется комментам. Что ж, тогда, пожалуй, оставлю.
    Во-первых, разговор о сюжетных ляпах этого сериала вполне справедлив: он их не просто имеет, он из них состоит. И я, как человек, который любит это аниме нежной, иррациональной любовью, могу Вам этих ляпов привести столько, что Вам хватит на вторую статью - намного более объёмную и глубокую, чем эта (правда, в этом, наверное, нет никакой необходимости). И всё-таки, несмотря на все ужасающие промазывания, "Схватка" - грёбаный шедевр. И это чувствуешь не совсем интеллектом, а скорее тем самым нутром, которое помогает отличить годный продукт от подделки, а простую годноту от действительно талантливого произведения. Не знаю, говорит ли во мне сейчас ностальгия, но другие мульты детства, которые я пересматривала сейчас, на взрослую голову, не оставили во мне никакого впечатления, а этот - заново покорил глубиной рассматриваемых вопросов и живой мимикой персонажей, доброй, эмоциональной подачей материала.

    Вы пишете, что герои картонные. А разве они не развиваются по ходу сюжета? Вначале мы видим Визулу холодной, но с каждой серией присущее ей природное сострадание, спрятанное под визулянским формализмом, всё больше раскрывается. И мы видим причины этого становления: она знакомится с мальчиком, видит, как он сопереживает своим друзьям и начинаем понимать причины этого сопереживания. Также и с другими персонажами - Сусуму ненавидел Тецуя, но потом, поняв, что только вместе они одолеют соперника, они начинают понимать друг друга.

    Далее, автор, Вы пишете ряд вещей, выдающих недостаточное знакомство с критикуемым материалом. Хотя, как мне всегда казалось, именно критикам следовало бы как можно более досконально ознакомиться с тем, что именно они собираются покритиковать. (Уж простите меня за тавтологию.Я не слежу сейчас за стилем и слогом речи :)))

    Вы пишете, что Тэцуя зарезал Зуду световым мечом... Ну это же, простите, откровенный косяк. Видно же, что Зуда сам (в традиционно японском стиле :)) бросился на оружие в стремлении к суициду (тоже в традиционно японском духе), так что дитёныш явно его не убивал. Такого идеологического косяка не могли допустить даже ребята из Муси-Продакшн)


    Далее, Вы пишете "Под конец сериала авторы, видимо, что-то осознали и заменили совершенно унылого персонажа на более молодого, смазливого и харизматичного." (конец цитаты) Простите, а это вообще, к чему относится? Если Вы имеете в виду замену Багу на Зуду, то случилось это не в конце сериала, а в самой его что ни на есть середине - 15-я серия. И случилось оно не потому, что создатели "что-то там осознали", а как часть общего сюжета, что легко доказывается с помощью множества фактов (например, одержимость Зуды шкатулкой Сусуму и последующее раскрытие этой темы).

    Вы пишете о переводе...кстати, было бы интересно послушать нормальный перевод. Здесь Вы правы: раздражают нелогичности в диалогах, и уж явно не верится, что герой сказал именно эту фразу - логически не связанную с предыдущей.Всегда хотелось бы знать, о чём действительно говорят визуляне.

    Я могу долго ещё говорить про глубинные смыслы этого сериала (всё, поверьте, не ограничивается "пропагандой зелёного образа жизни"), о пасхалках, разложенных в каждой серии... Хотя, наверное, не стоит, потому что очевидно: автору не зашло. А если не зашло - то и смотрел автор каждую последующую серию через пень-колоду.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вау! Какой длинный коммент! Неожиданно, но приятно. ))
      Прошу прощения за такой долгий ответ. Была в отъезде.

      Нуууу, первый абзац у меня, признаться, вызвал когнитивный диссонанс. Если вы говорите, что там полно косяков и в принципе соглашаетесь, что сериал заслужил большую часть критики, то за что же вы его так любите? Нет, я вижу про глубину рассматриваемых вопросов и доброту, но если говорить о первом, хочется конкретных примеров. А если о втором, то добрым и тогда уж автоматически шедевральным можно назвать каждый второй детский сериал. Если не каждый вообще.

      Наверно, потому что мне сложно назвать это таким громким словом как развитие. Я пишу, что герои не имеют достаточной глубины. Отсюда и развивать в них нечего. Вот если бы авторы по ходу давали о них больше информации, помещали в сложные ситуации, в которых они бы проявляли себя неожиданным образом… да ну хоть как-нибудь проявляли бы, чего уж там. Свою точку зрения я подкрепила примером Катрин. Образы пустоваты, и даже если кто-то из героев меняется, это всего лишь кто-то из героев. Этого мало.

      Где же я такое пишу? О_О Честно говоря, материал отсмотрен 2 года назад, поэтому я не помню, что именно там было, но в рецензии написано «ранил».

      Ммм… нет, кажись, там кого-то из положительных персонажей меняли.

      Да, я бы тоже не прочь пересмотреть в оригинале.

      Нет, через пень-колоду я ничего не смотрю. Если не идет, просто бросаю. Смысл жрать кактус, а потом расписывать, как мучился три серии из 26 и не выдержал? И вот я бы как раз послушала обо всех глубоких смыслах и пасхалках, иначе ваш комментарий больше смахивает на обидку. Вы уж извините, но когда мне пишут что-то типа «Обожаю этот сериал, это шедевр! В нем то и это, и вон то, а вы просто редиска!», я ну никак не могу расценивать это как аргументацию в пользу тайтла и, соответственно, посмотреть на него другими глазами. Но если вам просто хотелось выразить свою обиду… что ж, и это можно понять. ))

      Удалить