Поиск

вторник, 16 июня 2015 г.

Kikansha Sensei

Название: Kikansha Sensei
Тип: полнометражный фильм (100 мин.)
Жанр: драма, повседневность
Год: 1997
Студия: Nippon Animation



1955 год. На маленький островок, в школу, где учится всего 7 детей, приезжает учитель. Оригинальность истории в том, что учитель немой.

В 1994 году Идзюин Сидзука написал роман, который стал бестселлером в Японии. В 1997 году произведение экранизировали в полнометражное аниме, о котором как раз и пойдет речь, а в 2004 – уже в игровое кино.
Название – одновременно игра слов и метафора, поэтому в переводе на русский звучит малость дебильновато – «Учитель-паровоз» или, как значится на Кинопоиске, «Сенсей Локомотив». Впрочем, такому нелепому сочетанию в аниме дается довольно простой и внятный обоснуй.
Перед нами кошерная олдскульная повседневность, из той серии полнометражек, где в главных ролях дети; всё доброе, наивное, правильнопосыльное и исключительно с ХЭ, даже если присутствует драма. Подобные вещи так похожи друг на друга, что если вы видели хотя бы одну, то поймете, о чем я.
По сути, что набор персонажей, что акты этой пьесы практически идентичны. Есть мудрое старичье, хулиганистые дети, обязательный плохиш, девочка/мальчик из хорошей/богатой семьи… Обязательно сплочение детского коллектива перед лицом какой-то проблемы. Обязательны семейные проблемы, неполные семьи и несчастье с кем-нибудь из родственников. Все это учит добру, терпению, упорству и так далее, как завещал Леопольд.
Повторюсь, новизна только в том, что сэнсэй не говорит. Сволочь во мне требует сказать, что если убрать этот факт, то всё банально, наивно, глупо и неправдоподобно. Таких правильных детей не бывает. Такой сэнсэй не смог бы их ничему научить. А то, чему научил, скорее годится для сказок, нежели для реальной жизни.
Няша во мне яростно протестует и считает, что таких вещей должно быть больше в этом погрязшем в насилии и разврате мире. Детишки молодцы, они стараются, переживают, болеют друг за друга и вообще ня. Сэнсэй мировой мужик, потому как без лишнего трепа может и поддержать, и подсказать, и преподать ценный урок, подчас рискуя жизнью и здоровьем.
Пожалуй, обе половины сходятся в одном – удачном образе учителя. Он идеален: не слишком молод и смазлив, но в то же время не умудренный жизнью старикан. Дизайн таков, что он как-то сразу располагает к себе, внушает уверенность, спокойствие, к нему вот прямо хочется обратиться, что-то спросить, что-то рассказать. Наверно, именно таким и должен быть учитель. Внимательным, чутким, сопереживающим.
Пожалуй, гораздо больше меня смутили дети. Сильно правильные, слишком неправдоподобные, но в то же время требующие постоянного угождения. То есть даже когда какая-то ситуация касалась только сэнсэя, в нее все равно умудрялись вмешаться дети и еще и предъявить ему, мол, ты не так сделал, вот так надо было! А потом они морды воротили до тех пор, пока другой персонаж не оправдал и не объяснил действия ГГ. Его адвокатом стал из-за этих дуралеев, нормально?
Рисовку нельзя назвать качественной, но аниме подобного жанра к красивой картинке и не стремятся, вспомнить хоть те же экранизации работ Икэды Дайсаку – нарочно примитивно, чтобы не отвлекаться от смысла.
Сюжет тоже скорее набросан, нежели складывается в историю, которую можно пересказать. Это что-то вроде набора сцен, которые у детей отложились бы в памяти в качестве обрывочных воспоминаний, будь эти дети реальными, а не нарисованными. У зрителя же шансов вспомнить что-то более конкретное, чем беременного тануки, турнир по кэндо и все того же немого учителя, нет практически никаких.
В целом, хорошее, приятное аниме. Такие вещи должны быть, пусть даже второй раз смотреть их не захочется.

Комментариев нет:

Отправить комментарий