Поиск

среда, 15 апреля 2015 г.

Hi no Tori: Uchuu Hen

Название: Hi no Tori: Uchuu Hen (Жар-птица: Глава о Космосе, Firebird: Space Chapter)
Тип: OVA, 48 мин.
Жанр: фантастика, драма
Год: 1987
Студия: Madhouse Studios, Tezuka Productions



Перед нами сумасшедшей силы история, пробирающий до дрожи психологический триллер в фантастических декорациях космического путешествия. Более того, начиненный смыслом, как ролл начинкой.
Сложно сказать, какая тема здесь центральная: геноцида, возмездия, трагической парадоксальной любви или чего-то еще. Тэдзука вновь дает зрителю пищу для размышлений во всех направлениях (помним про ролл).
Для начала шерше ля фам. Все дело в женщине. Причем женщина здесь – вещь. Своеобразное яблоко раздора. Она пробуждает самое темное в персонажах мужского пола. При этом, несмотря на их постоянные проступки, воистину преступления, она тем не менее прощает, и прощает, и прощает… Она причина и она жертва. И как будто подсознательно пытается искупить этот свой грех – невольное подталкивание к убийству. Один из-за женщины превращается в безумного маньяка, второй – в едва не совершившего непоправимое ревнивца, третий – в детоубийцу. А она – уже не конкретная женщина, лишь ее образ – открещивается от любовной связи, от симпатии и в конце концов от собственной жизни, оставаясь с мужчиной, но с мужчиной-ребенком. И не человеком, а гибридом детской кормушки и сексуального объекта. Второй раз в цикле «Феникса» Тэдзука оставляет в финале женщину и ребенка. Но если в «Космозоне» это рождение чего-то светлого, уже искупленный грех, то в «Космической главе» - лишь начало бесконечного наказания.
Двигаясь от греха и искупления дальше, Тэдзука задает очень сложные условия задачи и о бесконечности перерождений. По его убеждению, тот, у кого нет будущего, тот, кто не заслуживает прощения, никогда не переродится. Он просто не имеет на это права, поскольку не ценит чужую жизнь, воспринимает любую инаковость как вызов инстинкту охотника. Но что еще более поразительно, есть люди, которые сочувствуют даже безжалостным убийцам, когда те получают свое наказание. Что это? Невероятной силы милосердие, в противовес ужасающей жестокости, или слепая глупость? Вряд ли существует ответ на этот вопрос, но то, что автор дал зрителю такую загадку, говорит о его невероятном таланте.
Не обошлось и без размышлений о судьбе человека как части природы. Планета, на которой оказываются герои, как показано зрителю, приближена по облику к Земле. Спасательная капсула падает в море, а затем один из героев говорит, что на планете вдоволь воды. А что же в финале? Пустыня с уродливыми деревьями, только ветер и песок. Нет воды = нет жизни. Здесь все мертво и обречено на вечные страдания в не пригодных для существования условиях. И в то же время эти растения – люди, пожелавшие остаться здесь добровольно. Чем не метафора для человечества, которое губит и обрекает само себя, когда вокруг цветущий мир?
Как и в любой части «Феникса», здесь можно найти еще множество мыслей, спрятанных между строк. Однако фильм ценен не только этим – «Глава о космосе» все-таки шикарное анимационное творение, великолепно нарисованное и озвученное. Атмосферности истории придает и фирменный стиль Кавадзири Ёсиаки, выступившего в данном случае в качестве режиссера.
Пожалуй, единственный (да и то сомнительный) минус в том, что второй раз смотреть не так интересно – пропадает интрига.
Феникс – дело всей жизни Тэдзуки, так и оставшееся незаконченным. Возможен ли вообще конец этой истории? Или она существует до тех пор, пока есть мы, самые великие и самые жалкие существа во вселенной?

Комментариев нет:

Отправить комментарий