Поиск

четверг, 22 января 2015 г.

Ushiro no Shoumen Dare

Название: Ushiro no Shoumen Dare (Кто стоит за спиной?)
Тип: полнометражный фильм, 90 мин.
Жанр: драма, история, война
Год: 1991
Студия: Mushi Productions



И я понял, что война никогда не кончится, никогда, пока где-нибудь на земле еще кровоточит нанесенная ею рана. (с) Генрих Бёлль «Весть»

Добрейший и милейший фильм почти до самого финала. Пока не начинается война. Он сильно напоминает известное произведение Гибли «Еще вчера», которые лично мне, к сожалению, совсем не понравилось. В «Еще вчера» речь идет об инфантильной и чрезвычайно неприятной что внешне (благодаря очень своеобразному дизайну персонажей), что внутренне девушке, безостановочно вспоминающей свое детство. Она раз за разом рассказывает любым свободным ушам об абсолютно бессмысленных и скучных эпизодах своего детства, делая при этом невероятно странные выводы (если отец бьет постоянно – это нормально, а если однажды ударил – это очень обидно). Куда она живет, непонятно. Вместе с ней зритель удрученно и озадаченно скитается по лабиринтам памяти, силясь понять, почему же пятый класс и к чему это все ведет. Затем все странно заканчивается, оставляя лишь недоумение.
В «Кто за спиной» ситуация с точностью до наоборот. Здесь уже не взрослая женщина впадает в детство, здесь маленькая девочка становится взрослой. Зритель видит многодетную и тем не менее очень дружную и благополучную семью, просто не могущую не вызвать симпатии. В отличие от довольно противного семейства в «Еще вчера». Каёко, трусиха и плакса, искренне старается, чувствует ответственность и остро переживает вину за проступки. С такой девочкой хочется дружить, хочется иметь ее в качестве сестры, причем необязательно младшей – ведь как серьезно она присматривала за маленьким братиком! В нее, как в персонаж, просто невозможно не влюбиться.
Автор успевает познакомить зрителя и с другими членами семьи. Поверхностно, довольно грубо обозначив особенности каждого, словно давая понять – он и сам плохо помнит этих людей. Но любит, хоть их образы практически истерлись из памяти. Не удивляйтесь, если это звучит странно, ведь фильм автобиографичен (хотя, конечно, есть и расхождения между реальными и вымышленными событиями) и снят по книге Эбина Каёко. Она также является автором оригинала для продолжения – «Ashita Genki ni Naare!: Hanbun no Satsumaimo». То есть все события, которые мы видим на экране, были по-настоящему прожиты. И как бы ни хотелось, чтобы все это было понарошку, ничего не изменить. Уже не избежать самого страшного, самого чудовищного эпизода человеческой истории – Второй Мировой войны.
В кадре нет даже крошечной доли ужаса, обрушившегося на несчастных людей. Режиссер, специализирующийся на фильмах о войне и снявший не одно подобное аниме, решил не превращать личную драму в документальное кино. И тем глубже, тем трагичней кажется судьба главной героини. Так же, как легче любить все человечество оптом, нежели кого-то одного, гораздо проще пережить нечто обобщенное, показанное хроникой горе, чем прочувствовать вместе с героиней все ее тяготы, всю ее боль от потери родных и близких. А сколько было таких девочек и мальчиков. А сколько погибло. Война, унесшая миллионы жизней и искалечившая еще больше, здесь предстает практически осязаемым врагом. Невыдуманным, а потому не победимым ни мечом, ни мехой.
Тех, кто считает, что качественно снимать полнометражки может только Гибли, призываю найти, посмотреть и переубедиться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий