Поиск

понедельник, 9 июня 2014 г.

Versailles no Bara

Название: Versailles no Bara (Роза Версаля, Lady Oscar)
Тип: 40 ТВ-серий по 24 мин.
Жанр: история, драма, романтика, сёдзё
Год: 1979
Студия: TMS



Действие «Розы Версаля» разворачивается во второй половине XVIII, в предреволюционной Франции.
Генерал де Жарже не имеет наследника. Желание растить сына, который продолжит отцовскую военную карьеру, оказывается настолько сильно, что генерал называет свою последнюю дочь Оскаром-Франсуа и воспитывает, как мальчика.
Когда Оскар исполняется 14 лет, отец представляет ее королю – но не как робкую дебютантку, а как претендента на звание командующего личной гвардией королевы. В честном поединке Оскар добивается этого высокого чина и становится телохранительницей юной Марии-Антуанетты… (с)

Если на свете и есть люди, которые смотрят анимэ ради научного просвещения, то их крайне мало. Это, конечно, чудесно, что анимэ может научить чему-то еще, помимо слов «ня», «кавай», «яой» и «хентай». А есть даже вещи, по которым можно выучить японскую историю или повторить философию. Но это скорее исключения, чем правила. Тем более что анимэ определенного жанра предназначены исключительно для того, чтобы развлекать, ни больше, ни меньше. Сёдзё как раз из этого разряда. Ежу ясно, что если написано «сёдзё», то будет много любовных метаний/страданий, вздохов, слез, потерь, расставаний, романтических свиданий и трогательных воссоединений, а в то же время крайне мало всех прочих составляющих, особенно смысла и кетчупа, не говоря уже о чем пожестче. Но японцы – нация инопланетная, что ни представитель – то практически женщина: неизвестно, что у нее на уме и что она учудит в следующую секунду. А уж японцы, имеющие отношение к анимэ-индустрии… Здесь можно быть готовым ко всему и всё равно пролететь, как та фанера над Парижем. Кто ж их знает, а может, они решат снять сериал о какой-нибудь жутко реалистичной войне с пытками, расчлененкой и непереносимым количеством ангста. И уже на фоне этих декораций развернуть убогую и тупую любовную любовь какой-нибудь медсестры и радиста. Запустили же они как-то раз кровавую вампирятину на женском канале, которую все сначала, по привычке, приняли за клон «Vampire Knight». Но если с сёдзё еще как-то более-менее можно определиться, то (псевдо)исторические сериалы частенько озадачивают. Ну а если это два в одном, тогда совсем страшно. Сразу вместо размягчающего мозг мыла мерещатся дворцовые перевороты, политические интриги, мировые заговоры и прочие сложные вещи. Да простят меня читатели за столь длинное вступление, но написанное имеет самое прямое отношение к рассматриваемой вещи. «Роза Версаля» - это как раз сёдзё в антураже Франции 18-го века. Я долго нарезала круги вокруг этого сериала, никак не решаясь начать. История мне не была нужна ни в школе, ни в жизни, и перспектива напрягать извилины, пытаясь вспомнить, кто такая Мария-Антуанетта и чем она знаменита, меня не прельщала никоим образом. А как их не напрягать, если на экран лезут личности одна другой известней и начинают сходу вещать о чем-то своем, французском, королевском? Однако переживания были напрасны – топить в историческом море неподготовленного зрителя никто не собирался.
Анимэ снято по одноименной манге авторства Икэда Риёко. Ее профессиональная карьера началась в 1967 году, но известна она стала только после выхода «Розы Версаля». Несмотря на это, она пожертвовала карьерой мангаки ради карьеры певицы. В индустрию она вернулась только в 1999 году в качестве сценариста. Её последней работой стала «Spring Snow» (2005), манга-версия романа Юкио Мисимы «Весенний снег». Ее перу также принадлежит экранизированная манга «Oniisama E», а также «Claudine», «Orufeusu no Mado» и другие. Многие из ее работ являются историческими.
Заслуга это первоисточника или же сценариста и режиссеров, но на выходе из «Розы Версаля» получилась удивительно точная вещь, в подробностях рассказывающая об истоках Великой французской революции и всех тех известных людях, кто ее застал. Это все время правления Марии-Антуанетты, от свадьбы с дофином, противостояния мадам Дюбарри до истории с ожерельем и ареста. Не забыты и ее современники, среди которых уже упомянутая Дюбари, де Полиньяк, Робеспьер, Сен-Жюст, даже портниха мадемуазель Бэртэн. То есть, несмотря на то, что внимание сконцентрировано на вымышленном персонаже, охвачено множество событий, происходивших с 1770 до 1793. А это очень скрупулезная работа, которой жанр, в общем-то, не требует.
«Роза Версаля» - практически дословная (насколько позволил хронометраж, цензура и добавленный художественный вымысел) экранизация романа Стефана Цвейга «Мария-Антуанетта». В сериале, рассчитанном на маленьких девочек (тогда еще вся индустрия работала на детей), показана вся трагическая судьба этой легкомысленной королевы, в которой она сама же и виновата.



Вина Марии Антуанетты - в неправильном понимании, вернее, в полном непонимании своего назначения. Вследствие этого королева на протяжении почти двадцати лет жертвует самым существенным ради ничтожных пустяков: долгом – ради наслаждений, трудным - ради легкого, Францией - ради маленького Версаля, действительным миром - ради придуманного ею мира театрального. Эту историческую вину невозможно переоценить - последствия ее огромны. Чтобы прочувствовать всю безрассудность поведения королевы, достаточно взять карту Франции и очертить то крошечное жизненное пространство, в пределах которого Мария Антуанетта провела двадцать лет своего правления. Результат – ошеломляющий. Этот кружок настолько мал, что на обычной карте представляет собой едва ли не точку. Между Версалем, Трианоном, Фонтенбло, Марли, Сен-Клу, Рамбуйе - шестью замками, расположенными друг от друга на близком до смешного расстоянии, всего немногих часах езды, - непрерывно и деятельно кружит золотой волчок ее скуки. Ни разу у Марии Антуанетты не возникает потребность ни пространственно, ни духовно переступить пентаграмму, в которую ее заключил глупейший из бесов - бес развлечений. Ни единого раза чуть ли не за два десятилетия королева Франции не пожелала познакомиться со своим государством, посмотреть провинции, повелительницей которых является, моря, омывающие берега страны, горы, крепости, города, кафедральные соборы, обширную, богатую контрастами страну. Ни разу не жертвует она ни одним часом своего праздного времени ради того, чтобы посетить своих подданных или хотя бы подумать о них, ни единого раза не переступает порога дома горожанина; весь этот реальный мир, находящийся вне ее аристократического кружка, для нее просто не существует. Мария Антуанетта даже не подозревает о том, что вокруг Парижского оперного театра простирается гигантский город, погрязший в нищете и пораженный недовольством, о том, что за прудами Трианона с китайскими утками, с прекрасно откормленными лебедями и павлинами, за чистотой и нарядностью построенной по эскизам придворных архитекторов парадной деревни, hameau (деревушки), стоят настоящие крестьянские домики, заваливающиеся от ветхости, с пустыми амбарами и хлевами, о том, что за золоченой оградой королевского парка многомиллионный народ трудится, голодает и надеется. Вероятно, именно это незнание и нежелание знать о всей трагичности и безотрадности мира могло придать рококо характерную для него чарующую грациозность, легкую, безмятежную прелесть. Только тот, кто не подозревает о суровости реального мира, может быть таким беззаботным. Но королева, забывшая свой народ, отваживается на большой риск в игре. Один лишь вопрос следовало бы задать Марии Антуанетте миру, но она не желает спрашивать. Один лишь взгляд нужно было бы бросить в будущее, и она очень многое поняла бы, но она не желает понимать. Она желает оставаться в своем "я" - веселой, юной, спокойной. Ведомая неким обманчивым светом, она непрерывно движется по кругу и в искусственной среде вместе со своими придворными-марионетками впустую растрачивает решающие, невозвратимые годы своей жизни.



Лишь когда легкая игра обернется делом жизни или смерти, когда Марию Антуанетту лишат короны, она станет истинной королевой.
(с) Стефан Цвейг «Мария Антуанетта»

Но в центре сюжета, конечно, не она, а истинная роза Версаля – Оскар.



Есть два типа главных героинь: не наделенные примечательной внешностью, блестящим умом и выдающимися способностями середнячки, на место которых может поставить себя любая, и те, на кого хочется равняться. Оскар относится к последним.



Существует версия, что ее прототипом послужил некий Франсуа Огюстен Ренье де Жарже, но это не столь важно. Могу поспорить, что каким бы выдающимся ни был тот, с кого писали главную героиню, его жизнь была куда как менее примечательна и насыщенна. Оскар – это средоточие всех тех качеств, которыми мечтали обладать чуть ли не все японки в то время. И в конце концов желание быть с мужчинами на равных вылилось в образ, казалось бы, мужеподобной девушки, но не тут-то было. Оскар ни на секунду не перестает быть женщиной, и романтические линии, которые все-таки прослеживаются на протяжении всего сюжета, иногда становясь более явными, иногда уходя на задний план, четко дают это понять. Авторы так умело раскрыли ее образ, что она кажется реальным, живым человеком. Оскар-командир никогда не делает ошибок, крушит врагов, стоит насмерть. Оскар-женщина горда, мудра и дальновидна, а если любит, то до слез, до отчаяния, до конца. Оскар-подданная предана своей королеве до последнего вздоха, испытывая к ней всеобъемлющую и всепрощающую любовь и бесконечное уважение, пусть даже разбавленное небольшим снисхождением и горьким сожалением от того, что она так инфантильна и недальновидна.
Анимэ очень сильно эмоционально, авторы постепенно накаляют страсти и доводят зрителя практически до истерии, кидая его из одного бурлящего потока в другой. При этом совершенно необязательно кто-то осуществляет кровавый бунт, разнузданную оргию или душераздирающую драму. Конечно, есть и восстания, и казни, и любовные трагедии, но они уже результат, следствие. Вся атмосфера, вся душа сериала в элементарных, простейших вещах – в застывшем акварелью кадре, в словах рассказчика, в песнях бродяги с гармоникой… Эту историю не получается смотреть, ее можно только чувствовать и проживать.
«Роза Версаля» - сериал потрясающего качества, как с точки зрения картинки, так и с точки зрения исторической ценности. Даже если вы понятия не имеете, кто такая Мария-Антуанетта, можете смело смотреть и образовываться. Это уже другой вопрос, что информацию такого рода лучше черпать из книг, но для «Розы Версаля» можно сделать исключение. Тут все не только правдиво, но еще и наглядно. Не всякий учебник или тоскливо написанная энциклопедия дадут настолько полное представление о Франции 18-го века. О моде, об этикете, о государственном устройстве, о людях, в конце концов. Писатели-историки зачастую забывают о том, что пишут о живых людях, что творцы тех событий, о которых они рассказывают, тоже ели, пили, развлекались, любили, страдали, одним словом, жили, и ударяются в перечисление фактов: политических, экономических, географических, биографических. Сериал дает возможность увидеть настоящих, объемных людей, а не просто громкие имена, за которыми стоит лишь очередная безликая тень творца определенного периода мировой истории. Бесспорно, один из шедевров индустрии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий