Поиск

суббота, 8 июня 2013 г.

Sakamichi no Apollon

Название: Sakamichi no Apollon (Аполлон: Дети на холме / Склон Аполлона)
Тип: 12 ТВ-серий по 25 мин.
Жанр: романтика, комедия, драма, повседневность, музыкальный
Год: 2012
Студия: Tezuka Productions, MAPPA



Анимэ снято по одноименной 9-томной манге, выигравшей премию Shogakukan. Экранизацией занимался Ватанабэ Синъитиро, режиссер «Cowboy Bebop», собрата «Sakamichi no Apollon» по музыкальному духу.

1966 год. Каору Нишими, классический очкарик с золотыми мозгами и психологическими проблемами, переезжает из столичного округа в небольшой городок Сасабе (в котором, кстати, родился Рю Мураками). Ни Нишими, ни глубинка, понятное дело, друг другу не рады. Кроме того, новенький просто обязан был стать жертвой главного прогульщика и хулигана Сэнтаро Кавагучи, однако, ко всеобщему удивлению, умудрился с ним подружиться. Сложно сказать, что здесь сыграло роль – пресловутое притяжение противоположностей или, наоборот, схожесть музыкальных пристрастий: явная любовь к джазу у одного и еще не заигравшая в полную силу, но уже дающая о себе знать – у второго.
История набирает обороты, когда Нишими знакомится с подругой детства Сэнтаро – Мукаэ Рицуко, семья которой держит музыкальный магазин, где в подвале есть небольшая студия. Ну а дальше – больше. Джаза, событий и, конечно, чувств.

«Склон Аполлона» – довольно редкая порода неоднозначного анимэ, которое радует так же, как плохой секс после трехлетнего перерыва. То есть как бы ура, но…
«Ура» - это в первую очередь попытка обогнуть штампы дальней дорогой. Например, будни альма-матер. Основные персонажи еще школьники – к моменту начала истории героям еще и 16-ти не стукнуло – но привычная ученическая повседневность вырублена практически под корень. Так что школа со своими вечными фестивалями, экскурсиями в Киото, поездками на горячие источники, неизменным 14 февраля и 14 марта просто тихонько маячит в дальнем левом ряду и, о чудо, не отсвечивает.
С персонажами ситуация 50/50: нет явно клишированных героев, смачно вляпывающихся в сферический вакуум банальных ситуаций, но неявные штампы все же в изобилии. Женских персонажей язык не поворачивается назвать ни тупыми, ни мямлящими, ни сопливыми, да и в кои-то веки обошлось без лупящей ГГ цундэрэ и говорящей картонки Терезы Курпатовны. Зато колоритность и задор мужских подкачали. Впрочем, с этим тоже дилемма. С одной стороны, это говорит об отсутствии глубины, с другой – о цельности и реалистичности. Конечно, забавно иногда наблюдать за алогичными эсперами, чокнутыми лоликонщиками, трапами и кончеными шизиками, однако периодическая доза нормальности все же обязана быть. Впрочем, без легкой придурковатости дело не обошлось. Кроме того, моя коллекция снова пополнилась священником. Пожалуй, самым скучным по сравнению с остальными, но и то разнообразие. Итого, проработанность образов в очередной раз была принесена в жертву формату, вот только в «Склоне» эту проблему кое-как сгладили, большей частью благодаря жанру. Говоря короче, можно было куда как лучше расстараться над психологией, но для дзёсэй и так сойдет.
Сюжет сериала так или иначе вертится вокруг джаза. Так разве можно при этом обойти стороной саундтрек? Как говорил Майк Фиггис, музыка – это психологическая партитура героев, эмоциональный мир фильма. И он, черт возьми, прав. Герои «Sakamichi no Apollon», успешно отвергнув попсу, гармонично существуют в мире джаза, осторожно и постепенно затягивая в него и зрителя. Все бы хорошо, но и здесь аккуратно разложенные грабельки поджидают своих жертв. Несмотря на то, что музыку писала мегаталантливая Ёко Канно, не всем она придется по вкусу. Точнее, без ума будут только любители джаза. Впечатления остальных под большим вопросом. Вот я, например, далека от этой музыкальной культуры так же, как Африка от киберпанка, но авторам так здорово удалось вписать OST в видеоряд, что ни одна композиция не ушла «в молоко». Мне не хочется слушать саундтрек отдельно, но и представить какую-то другую музыку в качестве сопровождения я не могу.
Рисовка, опять же, с разбросом. Дизайн героев изрядно подпорчен минимализмом, анимация периодически хромает, а задники в духе стандартных декораций. Однако за счет теплых тонов, создающих уютную атмосферу маленького городка, крошечной студии в подвале, скромного школьного класса, картинка в целом выглядит симпатичной и вполне соответствует сюжетной канве.
Увы, как бы ни было замечательно все вышесказанное, есть из-за чего побурчать.
Для начала это сюжет. В первых сериях он многообещающ, однако потом потрясающе быстро скатывается в семейные трагедии и любовные многоугольники, под конец принимающие форму невозможных фигур. Это, конечно, сильно, вот только с трудом оправдывается даже пубертатом персонажей.
А вот концовка – это то самое коварное зло, которое заставляет еще несколько дней после просмотра мучительно биться головой об стол, не давая определиться – то ли это хэппи-энд, то ли какой-то нечеловеческий кошмар в духе лучше-бы-все-померли… ну-или-хоть-кто-нибудь.
Сложно после такого финала оставаться довольным, но негативное впечатление сводит на нет все то же – атмосфера. Какие бы недостатки периодически ни проскальзывали в сериале, в нем все так чертовски нежно, красиво и весело, что хочется смотреть и смотреть, бессовестно окунаясь с головой в чужую юность. Ну а на ее бездарный конец вполне можно закрыть глаза.

Комментариев нет:

Отправить комментарий