Поиск

суббота, 10 ноября 2012 г.

Под стук трамвайных колёс

Название: Под стук трамвайных колёс (Додескаден, Dodesukaden)
Тип: полнометражный фильм (Япония)
Жанр: драма
Год: 1970



Это рассказ о больном мальчике, мечтающем стать водителем трамваев, который каждый день заходит в невидимый трамвай, поворачивает сотни невидимых рычажков, поправляет несуществующую фуражку и бежит с криком, имитирующим стук трамвайных колёс: «До-дес-ка-ден». О двух пьяницах, которые в подпитии обменялись собственными жёнами. О человеке, который из-за измены любимой жены отрешается от мира, уходит на дно, и даже чуткая забота раскаявшейся супруги не может вернуть его к миру.
Хромой клерк устраивает вечеринку для сослуживцев, но веселье оканчивается дракой. Толстяк, воспитывает шестерых детей неверной жены. Безумный архитектор, рассказывает сыну о своих прекрасных градостроительных замыслах, а по вечерам собирает вместе с ним объедки… (с) Кинопоиск

Первый цветной фильм Акиры Куросавы и последний, снятый в обычном (академическом) формате 1,37:1. В основу сценария фильма легли рассказы Сюгоро Ямамото. Картина снималась творческим объединением «Группа из Четырех всадников» (Акира Куросава, Кэйсукэ Киносита, Масаки Кобаяси, Кон Итикава).
1970-й год оказался самым тяжелым для Куросавы. После холодного приема фильма японской публикой распалась его творческая группа, а сам он предпринял попытку суицида. В кинематограф он вернулся только спустя пять лет.
Сама картина очень необычна и интересна, но у русских с этим фильмом почему-то возникли большие проблемы. Сначала его выпустили в советский прокат черно-белым и сократили на 40 минут.

Ракурс тоже почему-то не совпадает.




А затем запутались в количестве детей одного из персонажей.

Пишет Кинопоиск:



Пишет зритель на WA:



Показывает Куросава:



На самом деле детей 5, а 6-м она беременна. Ну или у них есть дети-невидимки, которых видят только избранные. И чем избранней, тем больше видно детей.
Одним словом, тут и правда есть от чего порезать вены.
Картина напрочь лишена какого-то бы то ни было экшена, действия если и совершаются, то сплошь повседневные: постирушки во время сплетничания (не наоборот), поиск еды, изготовление искусственных цветов, вождение несуществующего трамвая и так далее. Каждый из героев чем-то занят, заботы повседневны и однообразны. Но сколько всего кроется за образами, как много раскрывает режиссер нюансов. Акира Куросава стирает границы. Между невинным и аморальным, между добром и злом, между жизнью и смертью. Здесь чистейшей души девушка может пырнуть ножом любимого, а вор будет доказывать полицейскому, что хотел обокрасть старика. Это спокойное, но не медитативное кино, тут определенно есть над чем поразмыслить. По ходу просмотра интересно думать, что же тем или иным поворотом хотел сказать режиссер.
Это странный мир, в котором мальчик, мнящий себя машинистом придуманного им трамвая, вполне может оказаться едва ли не самым нормальным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий