Поиск

суббота, 10 ноября 2012 г.

Никто не узнает

Название: Никто не узнает (Dare mo shiranai)
Тип: полнометражный фильм (Япония)
Жанр: повседневность, драма
Год: 2004



Четверо братьев и сестер живут счастливо со своей матерью в маленькой квартирке в Токио. У всех детей разные отцы. Они никогда не ходили в школу. Сам факт существования троих из них скрывается от хозяина дома.
Однажды мать уходит, оставив немного денег и записку, в которой просит 12-летнего сына присмотреть за остальными. Так начинается одиссея детей, путешествие, конечный пункт которого никто не знает. (с) Кинопоиск

А сейчас, детишечки, если вы готовы к большим злым спойлерам, я расскажу вам страшную сказку. Сказку про таких же, как вы, детишечек, которые остались совсем одни…
Жила-была непоседливая японская семья. И жила-была она без определенного места жительства. Почему так было, никто не знает. И не узнает, если верить названию фильма. Так вот, однажды, в знойный летний день, приехала эта семья в Токио и поселилась на тридевятой улице в тридесятом районе в квартире номер… Впрочем, это неважно. Гораздо важнее, что двух из четырех детей мать привезла в чемоданах. Вы, наверно, подумали, что они были мелко нарублены, жестокие злодеи? Нет, не угадали. Они были живы и здоровы. Но сказочка у нас страшная, поэтому живы и здоровы они были недолго. Всего-то два часа экранного времени. Но не будем забегать вперед.
Итак, обживается дружная семья на новом месте, детишки молодцы – готовят, стирают, убирают… Прямо золотая семья. Помните, как в рекламе бульонных кубиков? Но только сказочка у нас… ну вы помните. Короче говоря, соседи знают только одного ребенка – старшего (12 лет), а остальные должны все время сидеть дома. Они не ходят в школу, им запрещено выходить на балкон, шуметь и слишком громко играть.
И вот однажды, знойным летним днем, уезжает мать детишечек. Уезжает и не возвращается. Ждут-пождут детишечки мать родную, как те козлята, стирают, готовят, убирают, словом, не дети, а подарок. Ждут-пождут, а матери все нет и нет, нет и нет… Уж неделя минула, вторая, месяц… Деньги кончились, еда тоже, отключили воду, потом свет. Свинарник в квартирке, детишки с голоду пухнут, грязные, лохматые, печальные, заброшенные. Но тут, казалось бы, забрезжил свет в конце туннеля. Познакомились детишечки со школьницей японской. А они, как известно, существа волшебные, силой немереной одаренные, лбом стены прошибают, горы сворачивают, мехи водят, ну да что мне вам, знатокам, рассказывать. Но сказочка у нас не только страшная, но еще и тупенькая нынче выдалась – не помогла им школьница чудесная, бракованная, видимо, попалась. Не озадачились трудностями детскими и продавцы ближайшего магазина, которые выдавали оборвышам просроченные продукты, и хозяйка квартиры, не получившая вовремя платы и знавшая, что мать детишечек уехала давно и в неизвестном направлении, и соседи, ибо, конечно же, ничего не слышали… И все бы это продолжалось до бесконечности, если бы не ограниченный бюджет. К концу второго часа умерла самая младшая дитёнка. Ее положили в чемодан и закопали возле аэропорта. А на следующий день пришел конверт с деньгами от матери детишечек. Ну а далее следует завершающая сцена, в которой ярко светит солнце, весело зеленеет травка, а по дороге идут трое детишек и японская школьница – на колонку за водицей.
Ну вот, ребятушки, и сказке конец, а кто слушал, тот молодец.

А теперь без шуток. Не подумайте, что я воспринимаю серьезный и драматичный фильм о брошенных детях как глупую юморину. Итак, в основу сюжета положена реальная история, произошедшая в 1988 году. Тогда газеты писали о четырех детях, вынужденных в течение нескольких месяцев жить без матери. Подробности и финал этого случая мне не известны. Однако именно тогда режиссер замыслил снять об этом фильм. Сценарий переписывался несколько раз, времени прошла целая уйма и, судя по результату, бесконечные правки и пролетевшие годы не пошли на пользу картине. Кое-кто считает, что это ремейк полнометражного анимэ Исао Такахаты «Могила светлячков».
Главный промах режиссера в том, что он поместил действие в современность. Не имею понятия, есть ли в Японии закон, запрещающий иметь более одного ребенка, но как бы то ни было – дети уже есть, и уж если их матери на них глубоко и издалека наплевать, она могла бы не напрягаться и вовсе, продолжив строить свою личную жизнь не на костях своих же отпрысков, просто-напросто сдав их в приют. Я не думаю, что ее посадили бы в тюрьму или приговорили к смертной казни за то, что у нее аж четверо детей. Но происходящее на экране противоречит даже анекдотической женской логике. Оно элементарно необъяснимо. Но хорошо, давайте посмотрим с другой стороны. Это фильм – очень растянутая социальная реклама, целью которой является пропаганда семьи, обдуманного деторождения уже в браке, призыв пользоваться презервативами и так далее. Опять же – виновата мать, камнями надо швыряться именно в нее. С третьей стороны, она инфантильна до невообразимой степени, она не проститутка, не дура, она просто фантастически незрела, настолько, что ее дети оказываются взрослее ее. Ну и как прикажете доносить тему деторождения до таких индивидов? Для нее дети – куклы, она играет в них, она играет в мать. Тут, простите, один выход – стерилизовать. Задумка с социальной рекламой с треском провалилась. Еще один вариант – это опять же крайне длинный и неявный призыв быть бдительными, любить и интересоваться ближними своими, даже если эти ближние – соседи или покупатели. И тут меня повергает в ступор пофигизм местных взрослых. Хорошо, продавщица совсем посторонний человек, с матерью все ясно, но есть еще школьница, старшеклассница, которая вхожа в их дом, имеет карманные деньги хоть на ту же лапшу, которой можно накормить детей, умеет говорить, а соответственно может сообщить своим родителям о куче бесхозных детей, прибраться у них, отмыть… Есть хозяйка квартиры, которой уже давным-давно должны оплатить жилье, она видит невообразимый срач, грязных детей при полнейшем отсутствии взрослых, которых, на секундочку, в четыре раза больше, чем сообщалось при въезде. Черт побери, у меня такое впечатление, что это какой-то сферический вакуум альтернативной вселенной, населенной зомби, инфантилами и говорящими телами, где взрослый только один – старший мальчик Акира. Возможно, фишка именно в этом. И тем не менее фильм меня неприятно поразил. Более сильное недоумение вызвали разве что восторженные комментарии к нему. Но, возможно, я и правда не вижу очевидного и не понимаю общедоступного.

Награды:

2004 — приз лучшему актеру Каннского кинофестиваля (Юя Ягира)
2004 — Гран-при Гентского кинофестиваля (Хирокадзу Корээда)
2004 — лучший фильм кинофестиваля в Санта-Фе (Хирокадзу Корээда)
2005 — две премии «Голубая лента»: лучший фильм (Хирокадзу Корээда), лучший режиссер (Хирокадзу Корээда)
2005 — приз лучшему новому таланту на Иокогамском кинофестивале (Юя Ягира)

Номинации:

2004 — номинация на приз «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля (Хирокадзу Корээда)
2004 — номинация на приз «Золотой шип» Вальядолидского кинофестиваля (Хирокадзу Корээда)
2005 — номинация на премию Японской академии лучшей актрисе второго плана (Ю)
2005 — номинация на премию «Молодой актёр» за лучшую роль в международном фильме (Юя Ягира)
2006 — номинация на премию «Золотой жук» за лучший зарубежный фильм (Хирокадзу Корээда)

Комментариев нет:

Отправить комментарий